Научно-методическая служба

В колледже УУИЖТ действует эффективная модель научно-методической службы под руководством заместителя директора по научно-методической работе, которая осуществляется через многообразие форм. Одной из важнейших задач методической деятельности является работа над единой методической темой образовательного учреждения. Перспективная тема на 5 лет: «Системный подход к внедрению и апробации ФГОС нового поколения» (2010 – 2015 гг.). Единая методическая тема в 2012-2013 учебном году – «Методическое сопровождение разработки образовательных программ ФГОС нового поколения», которая охватывает все структурные звенья образовательного процесса: работу педсовета, цикловых комиссий, учебных кабинетов и лабораторий, систему повышения квалификации преподавателей в колледже.

Программа ведения образовательного процесса является основой деятельности учебного заведения, в которой план методической работы предусматривает:

1. Мероприятия организационного характера: оснащение методкабинета современными ТСО; изготовление альбомов «Идет учебный процесс», «Развитие учебного полигона» и др.; разработка методических рекомендаций для преподавателей, таких как «Разработка и оформление учебно-нормативной документации и учебно-методической литературы», «Планирование и организация учебного занятия», «Активные методы обучения», «Анализ занятия», «Организация самостоятельной работы студентов», «Научно-исследовательская работа студентов»; выпуск отдельных номеров газеты «Колледж»; пополнение видео -, фотоархива открытых занятий и внеклассных мероприятий.

2. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: оказание методической помощи при подготовке докладов к научно-педагогическим конференциям; проведение экспертизы методических разработок, учебных пособий, подготовленных преподавателями колледжа; организация и проведение конкурсов «Лучший урок года» в номинациях «Лучший урок циклов специальных дисциплин, общетехнических и общеобразовательных дисциплин», «Лучшая методическая разработка» (методическое пособие, электронный учебник), «Лучшее внеклассное мероприятие», «Лучшая презентация отделения».

3. Научно-методическая работа с педагогическими кадрами и повышение квалификации: организация обучения преподавателей на ПК для составления обучающих программ и тестов, написания электронных учебников; работа с временными творческими группами преподавателей по решению актуальных проблем современного образования, вопросов аттестации педагогических работников, проведению экспертной оценки их деятельности; организация повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения колледжа через курсы, семинары, школы начинающего, молодого преподавателя, передового опыта; сотрудничество с УМЦ ЖДТ Иркутского филиала, с методическими кабинетами ССУЗов РБ, БГУ, БИПКиПРО; обобщение работы цикловых комиссий.

Цели, задачи и содержание методической работы в образовательных учреждениях СПО реализуются через ее формы: коллективные, групповые и индивидуальные. Особое внимание мы обращаем на коллективные формы деятельности, среди которых наиболее эффективными являются педагогические советы, научно-практические педагогические конференции, конкурсы педагогического мастерства, педагогические чтения, школа передового опыта.

Педагогический совет, как одна из коллективных форм, определяет стратегию развития учреждения, а методический совет определяет тактику достижения поставленных целей. Педсоветы проходят при высокой активности педагогического коллектива с большой предварительной подготовкой и сопровождаются данными анкетирования, социологических опросов, диагностики, презентациями, видеозарисовками, а также организацией выставки методической продукции преподавателей.

К групповым формам методической работы относятся методические советы, школы начинающего преподавателя, молодого преподавателя, классных руководителей, мастер-классы, работа временных творческих групп. Методический совет выполняет основные функции планирования и организации разработки программы развития учреждения, координации и контроля инновационной деятельности педагогических работников, оценки нормативных методических и рекомендательных документов, корректировки за ходом реализации основных направлений развития учреждения.

К индивидуальным формам методической работы относятся консультации преподавателей по проблемным вопросам, оказание содействия в самообразовании, участие в лицензионной и аттестационной экспертизах в качестве экспертов, участие в работе отраслевых, региональных, областных методических объединений.

Итоги методической работы каждого преподавателя индивидуальны. Это проведенные открытые занятия, внеклассные мероприятия, выполненные частные методики, учебно-методические комплексы по дисциплине, реферативные работы исследовательского характера.

Методическая служба нашего колледжа принимает активное участие в работе УМЦ ЖДТ, республиканского методического объединения методистов.

4. Организация научно- исследовательской работы студентов и преподавателей.

В колледже сложилась следующая классическая схема НИР:

· Учебно-исследовательские кружки (УИК) организуют преподаватели общеобразовательных дисциплин. Задача – получение первичных навыков по сбору и обработке информации, поисковая работа, подготовка и отбор одаренных студентов для дальнейшей научно-исследовательской работы. В рамках деятельности кружков проводятся выставки, конкурсы рефератов, олимпиады.

· Научно-исследовательские лаборатории (НИЛ) создаются при каждой специальности и проводят исследовательскую работу по темам, на основе договоров со службами или грантов.

В настоящее время в институте наиболее интересны следующие примеры технического творчества студентов:

- разработка электронных учебников (по эксплуатации подвижного состава, управлению процессов перевозок, конструкции вагонов, устройства тормозов и др.)

- создание обучающих видеофильмов, (например этот показывающий работу тормозной автоматики, создан студентами ЭТХ)

- создание программного обеспечения;

- разработка реальных дипломных проектов по совершенствованию материальной базы учебного процесса;

- проведение натурных экспериментов (изучению трогания с места подвижного состава);

- ежегодно проводятся выставки технического творчества.

Тем самым институт реализует интеллектуальный потенциал студентов и преподавателей, а также выполнение реальных исследований дают дополнительную мотивацию для студентов.

· НИРС объединяет НИЛ и УИК. Задача – организация, координация и контроль выполняемых работ НИЛ и УИК, организация выставок, публикаций, поиск заказчиков, реклама своих возможностей, участие в конференциях.

· Большим импульсом в развитии НИРСа является учеба преподавателей в аспирантуре. Под руководством аспирантов студенты участвуют в научных исследованиях, по результатам которых написаны статьи, опубликованные в научных сборниках Иркутского Государственного университета путей сообщения, Восточно-Сибирского Государственного технологического университета, в журнале «Локомотив» и др.

· Организация и проведение научно-практических конференций с организацией выставки методической продукции преподавателей; студенческих конференций по специальностям по итогам технологической практики; студенческих научно-практических конференций по различным направлениям. А также активное участие преподавателей и студентов в Региональных, Республиканских, Международных форумах, конкурсах, конференциях, фестивалях, выставках.

· Ежегодное участие в работе республиканской школы молодых ученых.

· Преподаватели колледжа возглавляют республиканские методические объединения.

Развитие НИРСа является необходимой составляющей подготовки современных специалистов, умеющих не только осваивать современную технику и технологию, но и умеющих создавать их.

Методическая работа беспредельна подобно Космосу. Она из тех удивительных сфер человеческой деятельности, где сколько ни работай – все мало. И чем глубже погружаешься в дело, тем больше и больше появляется актуальных проблем, требующих решения, – это как цепная реакция … Но, пожалуй, самая отличительная и бесконечно притягательная сторона нашей профессии – ее постоянная востребованность. Классик прав: «Учитель живет, пока учится…»

11.09.2012